Байка номер девять – «все лучшее — с зоны»
- Новый ножик? — спросил одногрупник, кивая на карман, из которого торчала рукоятка нового «Табаргана».
- Да.
- Дай поглядеть?
Вообще-то я зарекся давать свои ножи в чужие руки, люди либо по неосторожности режутся, либо пытаются тут же этот нож метнуть в дверь, стенку или рубануть им железную табуретку. Но в тот раз очень хотелось похвалиться новой покупкой.
Дал. Тот все рассматривал его с разных сторон, крутил, вертел, открывал, закрывал, снова открывал, хватал рукоять и так, и эдак. Я обрадовался, что нашелся еще один ценитель.
- Прикольный. А скока стоит?
- Дорого.
- А чем он лучше предыдущего?
- Это работа известного мастера — Сергей Геннадьевич Широгоров делал. Сталь очень хорошая, термообработка для неё подобрана правильно, накладки на рукоять можно выбрать какие хочешь. Смотри, как все подогнано ровно, никаких люфтов. А как открывается легко! И рукоять очень удобная.
Я еще долго рассказывал о достоинствах именно этого ножа и объяснял различные тонкости производства, а потом он перебил меня.
- Что? Так это не на зоне сделано?
- Эээ… нет.
- Значит, это херовый нож, - сказал мне знаток и тут же отдал нож, разом потеряв к нему всякий интерес.
Это был не первый раз, когда в разговоре о ножах я слышал, что самые хорошие ножи делают только в местах лишения свободы. В ход идет стандартный набор волшебных свойств: гвозди, монеты, стекло, стальные тросы и совсем не тупится.
На самом деле:
Так почему же ножи с зоны самые лучшие? Тут всегда говорят так: «А ты что думаешь, у нас мало хороших мастеров по тюрьмам мотаются? Столько пересажали — ты даже не представляешь! Чем же им там заняться-то еще – вот ножи и делают целыми днями. А ведь только в тюрьме мастер может посвятить несколько лет изготовлению одного ножа, только в таких условиях и рождаются настоящие произведения искусства»
Честно сказать немного грустно, что у нас столько людей прибывают под очарованием этой «культуры» — радио «Шансон», полстраны по фене про «понятия» ботают, и сказки про «чиста риальных патсаноф» рассказывают. Да, и, конечно же, про патсанские суперножи.
Но давайте думать головой. За производство ножей, стилетов и заточек в тюрьмах никого не поощряют (бывают исключений, но не часто). Это раз. Все это делается тайно, из-под полы и пока никто не видит. Даже если и есть доступ к оборудованию, то вряд ли это современное оборудование, и вряд ли оно настроено на производство именно ножей; разумеется, никаких шаблонов, макетов и т.д. Это два. А из чего их там делают? Ведь в тюрьмы никто специально не завозит лучшие ножевые стали. Эти сплавы стоят денег, причем, весьма солидных. Ножи там делают из чего придется, и вряд ли есть хороший выбор по материалам. Это три. Теперь складываем все три фактора — что получается в итоге? Не слишком-то качественный нож. А на счет нескольких лет – ну что я могу сказать? Сколько лет говно не уплотняй, оно железом от этого не станет.
Да, возможно, при наличии хороших материалов и приличного оборудования, а также соответствующих знаний и опыта, там изготовят вполне приличный ножик. Но без сказок и фанатизма. Те ножи, которые показывают как образец производства «оттуда», по качеству обычно в лучшем случае могут сравнятся с китайскими ножами за 70 рублей, которыми завалены у нас все базары. Вы считаете, подобные вещи заслуживают ритуального поклонения? Если считаете, воля ваша.
В очередной раз не стоит предаваться романтике, тем более романтике столь сомнительной. Из ничего ничего хорошего не сделаешь.
1