«Гладиаторы» Константин Носов
Здесь по праздникам ходят смотреть
Как в агонии бьется человек,
Как пирует жестокая смерть в желтом круге арены.
Маргарита Пушкина для группы "Ария"
Колизей.
Написана книга достаточно легко и, несмотря на всю серьезность исследования, от нее не клонит в сон. Автор рассказывает нам о видах гладиаторских представлений и их истории, типов гладиаторов, их экипировке, вооружении. А так же устройстве амфитеатр, организации и порядке проведения игр.
200 страниц прекрасная белая бумага, твердая обложка. Именно так я считаю нужно издавать все книги подобных тематик.
Обложка сразу привлекает внимание — красочный рисунок, на котором мы видим финальный эпизод боя, размен удара в закрытую маску на укол «ин кварте», под ключицу. Довольно частая ситуация в современных фехтовальных залах, где люди тренируются со шпагой и\или кинжалом.
Книга содержит несколько подобных рисунков, выполненных современным художником на основе мозаик, чеканки и прочих археологических находок времен римской империи.
К сожалению, чем дальше в глубину веков, тем меньше достоверных источников удается найти современным исследователям. Вот и в том что касается гладиаторов, порой возникают сомнения: был ли одет тот или иной тип бойцов в рубашку или кольчугу, держал ли боец нож, или он являлся частью наруча, был ли боец вооружен парой кривых кинжалов или кривым был только один из них — увы ответить на подобные вопросы однозначно вряд ли удастся. Исследователям остается только стоить догадки, опираясь на разбитые мозаики, сколотые барельефы и прочие весьма недостоверные источники.
Так же не нашлось ни одного трактата, описывающего технику фехтования и методику тренировок (что это весьма странно) и причина этого остается для меня загадкой. Читателю придется довольствоваться лишь несколькими рельефами, на которых видны привычные любому фехтовальщику стокаты и имброкаты. О тактике и технике боя нам остается судить лишь по (прости господи) «соннику» Артемидора, который считал что драться во сне с гладиатором это к скорой женитьбе. Причем жена попадется под стать дерущемуся бойцу и его оружию. К примеру бой с фракийцем предвещает «жену богатую, коварную и любительницу во всем быть первой. Богатую, потому что фракиец весь в латах, коварную потому что меч у него кривой, а первенствующую, потому что он наступает».
Что и говорить — весьма недостоверный источник, но увы все что есть.
«Гладиаторы» Констанина Носова вряд ли подойдет тем, кто уже много лет собирает информацию на данную тему, все таки книга небольшая и солидную часть ее объема занимают различные картинки. Но для тех кто ищет чтобы почитать про гладиаторов для общего развития это именно то, что нужно. 1